интернет-каталог силовой продукции
Украина г.Киев ICQ# : 386 202 118
+38 (044) 331-38-87;
+38 (066) 2-649-539; +38 (067) 704-28-67
e-mail: info[собачка]motorsvit.com.ua


Искать  
Корзина пуста      

  Валюта:
 

Подписка на рассылку:
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *













SiteHeart

О маслах

 

May 17, 2001 Что нужно знать о масле. Сегодня мы рассматириваем две проблеммы при эксплуатации автомобиля:качество топлива,качество ЗПЧ и материалов. Если первый пункт мы не можем проконтролировать в полной мере то ко второму мы можем уделить наше внимание. Надеемся что каждый водитель сегодня уже определился с поставщиками ЗПЧ. Хотим остановить Ваше внимание на масло и сопутствующие материалы.

Моторные масла предназначаются для смазываемости деталей двигателя внутреннего сгорания. Они должны надежно выполнять свои функции в определенный период работы двигателя. К современным маслам предъявляются следующие условия:

· Высокие моющие, диспергирующие, стабилизирующие, пептизирующие и солюбизирующие возможности относительно нерастворимых загрязнений вместе с эффективной нейтрализующей способностью (должны обеспечивать чистоту поршней, картера, маслопроводов и фильтров.)

· Высокая температурная и термоокислительная стабильность (разрешает использовать мало при высокой рабочей температуре)

· Минимальный износ деталей при трениях (достигается за счет: а- высокой крепости масляной пленки;

б-достаточной вязкости при высоких температурах;

в-возможности модифицировать поверхность металла при граничном трении;

г-возможность нейтрализовать продукты кислотного характера, которые возникают при работе двигателя).

· Отсутствие коррозии на материал деталей двигателя и возможность защиты от наружной коррозии;

· Вязкостно-температурная характеристика (обеспечивает легкий запуск при низкой температуре и надежную работу в тяжелых эксплуатационных условиях);

· Совмещённость с материалами уплотнений (сальниками),высокая стабильность при транспортировке, хранении и эксплуатации;

· Небольшая склонность к пенообразованию для обеспечения надежной работы масляных насосов и прохождение к поверхностям трения в достаточных количествах. От правильного выбора моторного масла зависит срок службы авто агрегатов, расход топлива, скорость подачи масла к цилиндрам, отвод тепла, которое выделяется после сгорания топлива, уплотнений ( обеспечение минимального попадания отработавших газов в картер и затрат масла на кокс )и т.д. На рынке Украины представлено более 120 марок масел импортных и отечественных производителей, как ведущих фирм мира, так и совсем не знакомых нашим автолюбителям. Кроме этого существуют фирмы с зарегистрированными собственными товарными марками, которые заказывают на заводах мировых производителей масла с худшими эксплутационными возможностями, которые дешевле, но не плохого качества. Основными производителями масел в Украине являются АТ Укртатнафта, Ат Азмол, Ат Галол, завод Леол, СП Фрасмо,Нафта-Украина Лтд, завод Ариан, завод Маст, фирма Петра Лтд, ЗАТ ЮНИОЛ. Не смотря на мощную рекламу потребители не имею должной информации, как о самой фирме-производителе так и о ее продукции.

При выборе автомобильного моторного масла необходимо учитывать следующее:

1. Марку, тип, модель и год выпуска автомобиля,

2. Стиль вождения автомобиля,

3. условия эксплуатации и степень нагрузки,

4. Климатические условия и время года, в каких используется автомобиль.

Все моторные масла можно разделить за тремя основными признаками:

1. Тип (минеральные, полусинтетические и синтетические)

2. Вязкостные параметры (сезонные или всесезонные, густые или низковязкостные)

3. Качество (бензиновые, дизельные, универсальные; высококачественные или низкого качества).

Потребитель моторного масла должен выбрать тот продукт, который отвечает требованиям фирмы-производителя транспортного средства. Выбирая моторное масло необходимо придерживаться такой схемы:

· Для автомобилей СНГ (кроме ВАЗ 2108),для автомобилей импортного производства выпуском до 1987 г. а также для автомобилей с поношенными двигателями рекомендуются масла на минеральной основе, так как синтетические масла агрессивно воздействуют на материал, из которого изготавливают уплотнения, сальники и т.д. для таких автомобилей;

· Для микроавтобусов и джипов рекомендуется использование полусинтетических масел;

· Для спортивных, гоночных и раллийных автомобилей рекомендуется использование синтетических моторных масел. Минеральные моторные масла производят смешиванием базовых дистилятных и (или) остаточных масел. Изготовление происходит по классическим технологиям, которые дешевые и совместимы с большинством типов автомобильных двигателей. Современные технологии позволяют производить минеральные масла на высококачественном уровне, их можно использовать без ограничений в любых типах двигателей, за исключением требований, обусловленных рекомендациями завода-изготовителя. Полусинтетические моторные масла изготавливают смешиванием минеральных и синтетических масел. Они обладают лучшими характеристиками, чем минеральные масла - улучшенная вязкостно-температурная характеристика, эффективней защита деталей и узлов двигателя от износа и отложений ржавчины, нагаров, шлаков и влияют на экономию топлива. Можно использовать во всех типах двигателей. Синтетические моторные масла изготавливают при использовании дорогих и сложных технологий с использованием дорогой сырьевой базы. Они обладают высокими эксплуатационными характеристиками, могут использоваться при различных температурных и эксплуатационных режимах. Синтетические моторные масла целесообразно использовать в современных высокофорсированных двигателях (в т.ч. с турбо наддувом и катализатором). Классификация моторных масел по вязкости Вязкость масла является одним из основных показателей ее физических свойств. От вязкости масла зависит техническое состояние двигателя, ее затраты и экономия топлива. По вязкостным свойствам подбираются масла для определенного двигателя в зависимости от его конструкции, технического состояния, условий эксплуатации, сезона и других факторов. Выбор масла конкретной вязкости должен обеспечить надежную смазываемость, затраты на кокс, легкий пуск двигателя, максимальный отвод тепла и т.д. Вязкость не является постоянной величиной, она изменяется при изменении температуры. Качественными маслами являются те, которые имеют небольшую вязкость при минусовых температурах и обеспечивают хорошую текучесть, минимальный пусковой износ двигателя, а при высоких рабочих температурах имеют высокую вязкость и хорошие смазываемые свойства. Для характеристики вязкостно-температурных свойств моторных масел существует ряд показателей: · Значение вязкости при 100, 50, 0, -18 Град С · Соотношение вязкостей при различных температурах · Вязкостно-температурные коэффициенты · Индексы вязкости. Международным показателем вязкостно-температурных свойств масла является индекс вязкости - безразмерная, условная единица, которая характеризует степень изменения смены вязкости со сменой температуры. Чем меньше зависимость от температуры, тем больше индекс вязкости. Качественными моторными маслами (по вязкостно-температурным свойствам) являются масла с индексом вязкости большим 100. Все- сезонные масла должны иметь индекс вязкости больше 125, сезонные могут иметь индекс вязкости и меньше 100. 1. Классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 В СССР была введена система обозначения моторных масел по которой в обозначениях были : буква М (моторные); цифра или дробь, которые характеризуют класс или классы кинематической вязкости; букву, которая обозначала принадлежность к группам или эксплуатационным свойствам. В зависимости от кинематической вязкости масла разделены на классы. Цифра, которая характеризует класс моторного масла по вязкости, обозначает кинематическую вязкость масла при +100 град С. Дробные обозначения классов означают : в числителе - вязкость масла при - 18 град С, в знаменателе - вязкость при +100 град С. 2. Классификация моторных масел по SAE Международный стандарт, который определяет вязкостные характеристики моторных масел, разработан американским Обществом Инженеров Авто производителей (Society of Automobile Engineers) спецификация SAE J300. Согласно обозначениям по классификации SAE цифра означает среднее значение вязкости в универсальных секундах Сейболта (SSU), разделенное на 2. По данной классификации моторные масла разделены на зимние (в этом случае после цифры ставится буква W (winter-зима): 0W,5W,10W,15W,20W,25W);летние (буква отсутвует): 20,30,40,50,60; всесезонные (используется двойное обозначение): 5W30, 5W40, 5W50, 10W30, 10W40, 15W30, 15W40, 15W50, 20W30, 20W40, 20W50.

 

  В обозначении всесезонных моторных масел первая цифра обозначает класс вязкости по SAE при температуре -18 град С, вторая цифра - класс вязкости при температуре +100 град С. Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам 1.Классификация по ГОСТ 17479.1-85 2.Классификация по API Самой первой (1947г) и популярной зарубежной классификацией моторных масел по их эксплуатационным свойствам является классификация Американского института нефти API (American Petroleum Institute). Масла согласно этой классификации обозначаются двумя буквами. Первая буква указывает на использование масла в бензиновом S (Service) или дизельном C (Commercial) двигателе. Универсальные моторные масла содержат в обозначении как бензиновую, так и дизельную группы качества. Но, если группа качества начинается с бензиновой группы, значит - это масло желательно использовать в бензиновых двигателях, а если с дизельной то для дизелей. Вторая буква этой классификации определяет область использования и качество масла. Чем дальше по латинскому алфавиту, тем качественней масло. Категория S (Service) состоит из SA,SB,SC,SD,SE,SF,SG,SH,SJ, а категория C (Commercial) - CA,CB,CC,CD,CDII,CF,CF-4,CF-2,CG-4. Цифры в обозначениях классов CDII,CF,CF-4,CF-2,CG-4 дают дополнительную информацию об использовании масел этого класса в 2-тактных или в 4-тактных дизельных двигателях соответственно. Сегодня в США сертифицируют только масла с высоким уровнем эксплуатационных возможностей: SH,SJ - для бензиновых двигателей и CF,CF-4,CF-2,CG-4 для дизельных. Моторные масла устаревших в США классов по API можно использовать, если они рекомендованы производителем техники и записаны в инструкции по эксплуатации. При наличии энергосберегающих свойств (возможности обеспечивать экономию топлива), масло обозначают аббревиатурой ЕС (Energy Conserving) после обозначения классификации масла по API. Энергосберегающие свойства характеризуются экономией топлива, которая определяется при лабораторных исследованиях. Римская цифра I означает наличие средних энергосберегающих свойств, а II свидетельствует о высоких энергосберегающих свойств данного масла. Отсутствие аббревиатуры ЕС указывает на то, что в сравнении с эталонным маслом продукт не способствует экономии топлива. 3.Классификация по CCMC Существенные конструктивные особенности в производстве двигателей американского и европейского изготовления способствовало европейских авто производителей, которые ранее руководствовались многочисленным собственными спецификациями, разработать и принять единую спецификацию качества моторных масел. Комитет автомобилестроителей стран совместного рынка - ССМС (Comite des Constructeurs dAutomobiles du Marche Commum) - разработал в середине 80-х годов классификацию моторных масел, которые отвечают требованиям для двигателей, выпущенных в Европе. Классификация ССМС, так же как и API, разделяет моторные масла на классы отдельно для бензиновых и дизельных двигателей. По этой классификации моторным маслам присваивается двухзначный (для легковых дизельных автомобилей - трехзначный) код, который 4.Классификация по ACEA Требования к моторным маслам со стороны европейских производителей автомобилей существенно отличаются от требований API. Конструктивные особенности двигателей американского производства и условия эксплуатации отличаются от европейских, тем более от стран Восточной Европы. Так же существенной особенностью автомобилей Европы является то что значительная часть легковых автомобилей с дизельными двигателями. Дизель с малым рабочим объемом и соответственно с малым диаметром цилиндра необходимо смазывать специальными маслами с высокими диспергирующими и противоизносными качествами, которые сохраняются при значительном накоплении в масле кокса после неполного сгорания дизельного топлива. Классификация по ACEA была введена с 1 января 1996 г. ассоциацией европейских производителей автомобилей через изменения в требованиях к моторным маслам вместо устаревшей системы ССМС. ВсоставассоциацииАСЕА (Association des Constructeurs Europeans d`Automobiles)входяттакиефирмы: BMV, DAF, Fiat, Ford of Europe, General Motors Europe, MAN, Mercedes-Benz, Peugeot, Porsche, Renault, Rolls-Royce, Rover, Saab-Scania, Volkswagen, Volvo. ACEA взаимодействует с такими европейскими организациями как, СЕС (Совет с разработки методов ), АТС (Европейский технический комитет производителей масляных нефтепродуктов) и ATIEL (Ассоциация европейских производителей масляных материалов).Названые организации утвердили порядок предоставления образцов масел на испытания и регистрацию результатов испытаний в едином европейском центре, мониторинга методов исследований и других вопросов взаимодействия через межотраслевую организацию EELQMS(European Engine Lubricant Quality Management System). Классификация ACEA устанавливает минимальный уровень требований, которые согласованы всеми членами ассоциации, оставляя право каждому из них вводить при необходимости в свои фирменные спецификации более жёсткие нормы на отдельные показатели или дополнительные испытания. В соответствии с классификацией ACEA моторные масла делятся на классы; А - моторные масла для бензиновых двигателей; В - для дизельных двигателей легковых и малотоннажных грузовых автомобилей; Е - для дизельных двигателей с высокой степенью загруженности. В перспективе могут добавляться и другие классы, которые не относятся к уже существующим, например, для двигателей, которые работают на газовом топливе. Число указывает категорию, которая определяет принадлежность моторного масла данного класса к определённой эксплуатационной группе. Масла одной категории могут отвечать требованиям другой категории, однако некоторые двигатели требуют использования масла определённой категории данного класса. Номер года применяется только в промышленности и обозначает год введения уровня жёсткого ограничения для отдельной категории. Номер нового года будет обозначать, например, что новое испытание, параметр или ограничения были введены для этой категории, для соответствия предъявленным требованиям и одновременно оставлялась возможность сравнить с существующими. Последний номер ставится также для использования в промышленности, при необходимости модернизации технических требований до определённой категории моторного масла. q для карбюраторных двигателей: А1, А2, А3; q Для дизельных двигателей легковых и малотоннажных грузовых автомобилей: В1, В2, В3, В4; q Для дизельных двигателей с высокой степенью загруженности: Е1, Е2, Е3, Е4. 5.Классификация по ILSAC Американские и японские автомобилестроители, сотрудничая в рамках Международного комитета по стандартизации и утверждения смазывающих материалов(ILSAC-International Lubricant Standartization and Approval Committee), разработали стандартные минимальные требования к моторным маслам для автомобильных бензиновых двигателей. Классификация ILSAC вмещает пока что два класса масел, которые обозначаются GF-1 и GF-2.По уровню эксплуатационных возможностей они практически идентичны маслам класса SH и SJ по API, но обязательно имеют высокие энергосберегающие свойства. Масла, которые сертифицированы API на соответствие классификации ILSAC, маркируют стандартным символом, в центре которого надпись "GASOLINE ENGINE", вверху по кольцу-"AMERICAN PETROLEUM INSTITUTE", а в нижней части-"CERTIFIED". Разработка требований ILSAC по дизельным маслам ещё не закончена. Есть проект требований к маслам класса DF-1,которые предназначены для дизелей. 6.Классификация для 2-х тактных бензиновых двигателей. Моторные масла, которые используются для смазывания 2-х тактных бензиновых двигателей, значительно отличаются по свойствам от других моторных масел. Существует несколько классификаций и комплексов лабораторных исследований моторных масел для 2-х тактных бензиновых двигателей. Наиболее часто используют API, CEC(Европейский координационный комитет по методам исследований топлива и масел), ISO(Международная организация по стандартизации), NMMA(Национальная ассоциация производителей корабельных двигателей), JASO(Японская организация по стандартизации в автомобилестроении). Классификация JASO разделяет моторные масла для 2-х тактных двигателей в отличие от других классификаций не по назначению, а по уровню эксплуатационных возможностей. Существуют три уровня: FA, FB, FC. Классификация ISO, построена по тому же принципу, и рассматривает назначение классов: GB, GC, GD, в порядке улучшения свойств. Соответствие классов следующее: FB отвечает GB, FC-GC, а GD не имеет аналогов в классификации JASO. Дополнительные спецификации производителей автомобилей. Многие изготовители автомобилей выдвигают дополнительные условия к маслам, что применяются для их двигателей. Только при эксплуатации двигателя с маслом, которое отвечает этим спецификациям, они принимают на себя полную гарантию производителя. Для этой цели некоторые производители вводят списки, в которых включены все проверенные и апробированные ими масла. BMW вносит в список так званых "специальных масел" масла со всеми проверенными и апробированными продуктами. Под специальными маслами подразумевают те масла, которые допускаются для всесезонной эксплуатации в двигателях. Условием для включения масел в специальный список являются испытания двигателя, которые разработаны BMW. MAN в дополнение к классификации по API, спецификации MIL и CCMC требует испытания масел в двигателе MWM-B, а масел SHPD - в двигателе MAN D 2866, а с июня 1996 - в двигателях MAN M 3275 (QC 13-017) и в более мощном двигателе MAN M 3277. Соответствующие нормы имеют обозначения:270 - для сезонных масел;271 - для всесезонных масел; QC 13-017 - для масел SHPD (super high performance diesel oil - дизельное масло с высочайшими эксплуатационными свойствами), а также M 3275. Масла, которые прошли испытания в двигателе MAN M 3277 превосходят требования по ACEA E3-96. Mercedes Benz издает свои списки проверенных и апробированных масел и материалов (моторных и трансмиссионных масел, консистентных масел и смазок).Апробированные моторные масла перечислены на "листах": Лист 226.0/1 - сезонные/всесезонные масла для дизельных легковых автомобилей с турбо наддувом должны соответствовать и CCMC PD-1. Лист 226.5 - сезонные/всесезонные масла для бензиновых и дизельных двигателей в соответствии с листом 226.1. Лист 227.0/1 - сезонные/всесезонные масла для дизельных двигателей с длительным сроком замены масла и для двигателей грузовых автомобилей без турбо наддува (Е1-96). Лист 227.5 - масла отвечают указанным на листе 227.1, но их можно использовать и для бензиновых двигателей. Лист 228.0/1 - сезонные/всесезонные масла для всех дизельных двигателей с длительным сроком замены масла и для двигателей грузовых автомобилей с турбо наддувом (Е2-96). Лист 228.2/3 - сезонные/всесезонные масла для всех дизельных двигателей с ещё более длительным сроком замены масла и для двигателей грузовых автомобилей с дизельными двигателями выпуска 1988г (Е3-96). Лист 228.5 - всесезонные масла для дизельных двигателей с более длительным сроком замены масла и работающих в более тяжелых условиях эксплуатации двигателей (Е4-96). Лист 229.1 - всесезонные масла для дизельных двигателей пассажирских автобусов. PORSHE - производит свою информацию с апробированных масел на основании успешно проведенных фирмой PORSHE моторных и лабораторных испытаний эти масла характеризуются длительными интервалами смены масла. VW/Audi - спецификация масла по норме 501.01 для использования в бензиновых и дизельных двигателях без турбо наддува. Апробированные масла использования в течении года должны соответствовать норме 500.00. Масла для дизельных двигателей с турбо наддувом соответствуют норме 505.00. В нормах VW, кроме требований ACEA/CCMC, указаны дополнительные требования к маслам. При этом идет речь не только о моторных и лабораторных исследованиях, а также о физико-химических свойствах. Кроме вышеуказанных, существуют и другие фирменные спецификации масел, например: Volvo VDS, Volvo VDS-2; Rover: RES 22OL G-4,RES 22 OL PD-2, RES 22 OL D-5; MTU Type 1, MTU Type 1 MACK EO-K, MACK EO-L Ford:E3E-M2C 153-E (USA) WSE-M2C 903 (Europa) General Motors: GM 6094M,GM 4718M,GM 4717 M. Армейские спецификации. Одновременно с классификацией по API в гражданской сфере для описания требований к качеству моторных масел используются спецификации американской армии( MIL ). При создании спецификаций армия тесно сотрудничает с ASTM и SAE и приписывает те же испытания, учитывая возможность использования в тактических транспортных средствах моторного масла не только в двигателях, но и в других агрегатах. Поскольку спецификации по MIL предназначены только для военных учреждений, как основание для заказов, они сориентированы на их потребление. Для простоты ограничились двумя спецификациями: - MIL-L-46152: моторное масло для транспортных средств, преимущественно с карбюраторными и дизельными двигателями, работающими в условиях "средней нагруженности"; - Масла даже одной торговой марки,произеденные в Америке и Европе,-это"принципиально разные продукты". О химических свойствах автомобильных масел можно говорить долго,но хочется остановится на основных.К рассмотрению предлагаются такие параметры: 1.Зольность сульфатная в Ash% (0.9-1.0) , 2.Щелочное число мг КОН/г масла TBN (8.0),3.Индекс вязкости при температурах 40 и 100 С ,4.Температура замерзания масла. Зольность-показатель коксования масла в поршневой группе чем больше показатель,тем хуже для двигателя;общещелочное число-пакет присадок,отвечающих за вымывающие способности масла Как эксплуатировать автомобиль с турбиной 1. Использовать масло, предусмотренное заводом-изготовителем для турбированных двигателей по классификации API (Американский институт нефти) масла с индексом SJ для бензиновых и CH-4 для дизельных автомобилей. Рекомендуемая периодичность замены масла европейского производства 15w40 - 5000км, 10w40 - 7500км (рекомендуемое), 5w40 - 10000км, а американского производства 15w-40 - 7500 км, 10w-40 - 10000 км (рекомендуемое), 5w-40 - 12000км пробега. 2. Не использовать масла с присадками и не добавлять присадки в масло! 3. Перед эксплуатацией автомобиля дать возможность прогреться двигателю от 3 мин., а зимнее время более 10 мин. для прогрева масла, поступающего в турбину. 4. После длительного пробега перед остановкой двигателя необходимо не глушить сразу автомобиль, а дать возможность поработать на холостых оборотах от 1 до 3 мин.


  
Rambler's Top100  Яндекс цитирования  Copyright © MotorSvit, 2007-2014 , Перепечатка разрешена, при условии указания автора и активной обратной ссылки на источник